На тепловозе ТЭ10Мпредусмотрена рама рис. Рама тепловоза сварной конструкции. По торцам хребтовые балки связаны стяжными ящиками 8. Сверху и снизу к раме приварены стальные настильные листы. В верхней части рамы приварены ящики 6 для установки аккумуляторов. В нижней части рамы на листах толщиной 18 мм, усиленных сверху перегородками, приварены два шкворня 13 на расстоянии 8600 мм друг от друга по продольной оси тепловоза. При изготовлении рамы используют следующие материалы.
Компоновка оборудования. Требования, предъявляемые к расположению оборудования и планировка помещений ТПС Компоновка оборудования. Основные положения о размещении оборудования рассмотрим на примерах некоторых тепловозов. Тепловоз 2ТЭ10М. В средней части тепловоза на общей раме смонтированны дизель 7 и генератор 6 постоянного тока.
Все вы знаете, что я являюсь машинистом тепловоза. Работаю на локомотиве 2тэ10. Кому уж сильно интересно можете загуглить и расшифровать, вдаваться в подробности не будем. Хочу сказать, что это самый экологически чистый тепловоз, но, к сожалению, только когда находится в заглушенном состоянии. Что творит эта машина с поездами, ужас. Черный выхлоп, периодически сопровождается огненным столбом под два метра. И ладно бы если только с грузовыми, частенько дымит даже с пассажирским, так что порой приходится слушать жалобы. В общем техника уставшая, но в скором времени ждём обновления парка. Что внутри тепловоза?
Кабину машиниста тепловоза 2ТЭ116 устанавливают на раму без амортизаторов и приваривают сплошным швом к обносному швеллеру главной рамы. Тяговый генератор Тяговый генератор Поворачиваем голову направо и видим компрессор, который питает локомотив и тормозную систему поезда сжатым воздухом, для управления тормозами. Кабина машиниста оборудована системой проточной вентиляции. Справа от сиденья машиниста установлена панель с кнопками для подачи сигналов и подсыпки песка. Несущий кузов тепловоза ТЭП70: 1.
Глава 1. Кузов тепловоза Общие сведения На отечественных тепловозах применяют две основные конструкции кузовов: с несущей рамой и цельнонесущие. В кузовах с несущей рамой расчет главной рамы ведется на все нагрузки, то есть не учитывается частичное восприятие этих нагрузок стенками кузова. У цельнонесущих кузовов необходимая несущая способность для восприятия нагрузок достигается совместной работой всех его элементов, включая и раму как его составную часть. Кузов тепловоза 2ТЭ116 выполнен с несущей рамой и состоит из главной несущей рамы, кабины машиниста с проставкой, кузова над дизелем и охлаждающего устройства.
ЭКИПАЖНАЯ ЧАСТЬ Рама тепловоза Сварная рама передает тяговые усилия, тормозные силы, динамические и ударные нагрузки, воспринимает вес оборудования, размещенного в кузове тепловоза Основные силовые элементы рамы — две хребтовые балки, выполненные из двутавров, верхняя и нижняя полки которых усилены приваренными полосами. Наружный контур рамы изготовлен из швеллера. Концы хребтовых балок соединены стяжными ящиками, отлитыми из стали. В ящиках размещены фрикционные аппараты ударно-тяговых устройств. Для придания необходимой жесткости раме хребтовые балки по всей длине связаны поперечными перегородками. Одновременно хребтовые балки соединены с обносньм швеллером кронштейнами. Низ и верх рамы обшиты стальными листами с вырезами, обеспечивающими монтаж оборудования на раме.
Поверх пенополиуретана потолок обшит алюминиевыми перфорированными листами толщиной 2 мм, а стены - специальными плитами, оклеенными декоративным бумажно-слоистым пластиком. Пол в кабине изготовлен из фанерных плит и оклеен алкидным линолеумом. Изоляция обшита алюминиевыми перфорированными листами толщиной 2 мм. Общая толщина стены составляет 122 мм. Толщина слоя на стенах 40 мм, на потолке 20 мм Тепло-звукоизоляция закрыта алюминиевыми перфорированными листами толщиной 2 мм, которые с нелицевой стороны оклеены стеклотканью.
Конструкция металлического пола машинного помещения выполнена с учетом обеспечения герметичности и возможности сбора и удаления стекающих на пол жидкостей. Вращающий момент от дизеля к гидропередаче ГДП-1000 передается через упруго-компенсационную муфту шинного типа, а передача вращающего момента от гидропередачи к колесным парам осуществляется через карданные валы и осевые редукторы.
Силовая установка имеет охлаждающее устройство. Охлаждение воды дизеля происходит в холодильном блоке, состоящем из осевого вентилятора с гидромотором и гидронасосом и трех водовоздушных радиаторов, а охлаждение масла дизеля и гидропередачи происходит в теплообменнике. Поддержание температуры воды дизеля в заданных пределах обеспечивается за счет плавного изменения частоты вращения вентиляторного колеса при помощи терморегуляторов.
В крышке кузова моторного вагона над машинным помещением имеется съемный люк для монтажа и демонтажа силового оборудования. В передней части машинного помещения в крыше имеется люк для выхода на крышу вагона и для забора свежего воздуха в машинное помещение при движении поезда. Между машинным помещением и пассажирским тамбуром расположено служебное помещение, в котором размещены два откидывающихся сиденья, откидывающийся столик, шкаф для хранения одежды и вещей обслуживающего персонала и оборудование радиостанции.
Вентиляцию пассажирских вагонов поезда обеспечивают вентиляционные установки, которые размещены в чердаках переднего и заднего пассажирских тамбуров каждого прицепного вагона. Пассажирские салоны моторного вагона имеют 14, а прицепного 25 пакетных окон с подъемными или откидными форточками в зависимости от серии поезда. Над окнами установлены багажные полки, а в простенках между окнами имеются крючки для одежды.
В салоне моторного вагона установлены 6 шестиместных, 6 четырехместных и 4 двухместных диванов. В салоне прицепного вагона рис.
Стены и потолки служебного помещения, пассажирских салонов и тамбуров облицованы декоративным бумажно-слоистым пластиком потолки белым , а полы оклеены алкидным линолеумом. В каждом пассажирском тамбуре имеются раздвижные двери салона и автоматизированные раздвижные наружные двери, а также, кроме переднего тамбура моторного вагона, торцовые двери для выхода на переходные площадки при переходе из вагона в вагон.
На дизель-поезде ДР1А туалетные помещения размещены в моторных вагонах. Расположение оборудования на электровозах Основные положения. Эти расстояния по воздуху при нормальной влажности и отсутствии ионизации для напряжений 110, 500, 1500, 3000 и 4000 В должны быть не менее соответственно 10, 15, 20, 30 и 40 мм.
При расчетном напряжении 25000 В для оборудования, находящегося в кузове, принимают расстояние по воздуху между токоведущими частями разной полярности или между токоведущими частями и корпусом электровоза или вагона не менее 210 мм, а для оборудования, установленного на крыше, - не менее 270 мм.
Кроме того, выполняя эти требования, стремятся к наименьшей стоимости монтажных работ и эксплуатации. Проверяют выполнение перечисленных требований на опытном образце локомотива. Расположение аппаратуры и оборудования во многом зависит от размещения кабин машиниста. На магистральных электровозах кабины машиниста посты управления находятся по концам локомотива.
Если кабины машиниста размещены по концам локомотива, оборудование и аппаратуру размещают в кузове между ними, на крыше и под кузовом, а если в середине, - то по концам в так называемых капотах, на посту управления, на крыше и под кузовом. Планировка кузова электровоза с кабинами машиниста, размещенными по концам, определяется не только указанными условиями, но расположением и числом входных дверей, а также расположением проходов, по которым переходят с одного поста в другой рис.
При этом выделяют высоковольтную камеру и машинные помещения, а на электровозе переменного тока еще и трансформаторное помещение. Расположение оборудования в высоковольтной камере при сохранении общей компоновки основных блоков во многом зависит от схемы силовых цепей электровоза. В камере расположена вся высоковольтная коммутационная и защитная аппаратура, открытые токоведущие части. Иногда такую аппаратуру частично размещают еще в отдельных шкафах, оснащенных блокировками безопасности на электровозах ЧС4 и др.
Высоковольтную камеру монтируют вне электровоза, а затем устанавливают в кузов краном. В этом случае все оборудование и аппараты, непосредственно соединенные между собой, в цехе компонуют в отдельные блоки и устанавливают на каркасе высоковольтной камеры.
При таком агрегатном способе стоимость монтажа камеры в 2-2,5 раза меньше, чем выполнения соответствующих работ в кузове при установке аппаратуры в несъемную высоковольтную камеру.
На электровозах переменного тока между машинными помещениями и высоковольтными камерами обычно в средней части кузова расположено трансформаторное помещение, пол которого находится ниже пола кузова. В машинных помещениях электровоза оборудование располагают чаще всего по блочному принципу. Иногда на электровозах переменного тока ЧС4 и др. Освещение помещений и высоковольтных камер электровозов естественное через окна в боковых стенках кузова и искусственное плафоны и лампочки. Для удобства выполнения сборочных и электромонтажных работ часть их скомпонована на общем каркасе в единый блок - пульт машиниста.
Кроме того, стремятся обеспечить свободное передвижение машиниста и его помощника по кабине. Большое внимание уделяется интерьеру кабины. Кузов холодильника 6 имеет боковые и верхние жалюзи и люки для выемки секций холодильника.
Главная рама тепловоза ЧМЭ3 1 — стяжной ящик; 2 — автосцепка; 3 — подножка; 4 -поручни; 5 — ручной тормоз; 6 — подвес; 7 — консоль; 8- шкворень; 9 — буферный брус; 10 -шкворневая балка; 11 — поперечная балка; 12 — плиты; 13 — продольная балка Основу рамы составляют две продольные двутавровые балки 13, к которым приварены все остальные части.
Продольные балки объединены двумя шкворневыми балками 10, двумя поперечными балками 11 и двумя буферными брусьями 9. К буферным брусьям приварены стяжные ящики, в которых размещаются тяговый хомут и поглощающий аппарат.
В центре шкворневой балки 10 снизу приварен стальной шкворень 8 диаметром 278 мм. На наружной поверхности шкворня приварены две сменные накладки а из марганцовистой стали, защищающие его от износа.
По концам к шкворневым балкам приварены жесткие коробки, к которым приварены вертикальные консоли 7, подвесы 6 и упорные плиты под домкраты. Уплотнением служит резиновая прокладка. С левой стороны к заливной горловине присоединен трубопровод, соединяющий бак с воздухопроводом управления и обслуживания. Действуя на рычаг клапана, перепускают воздух в бак. Проставка Проставка отделяет кабину машиниста от дизельного помещения и имеет заднюю стенку, представляющую собой каркас из гнутых профилей, обшитый с обеих сторон металлическими листами толщиной 1,5 мм.
Толщина стенки с учетом толщины обшивных листов 68 мм. Между обшивкой стенки по всей площади уложена шумоизоляция - пакеты из стеклоплиты, обтянутые полиамидной пленкой и склеенные полиамидным клеем. По переднему торцу проставка приварена к кабине машиниста, по заднему - к кузову над дизелем. В левой стенке проставки есть дверь для входа в тепловоз, а в задней стенке с обеих сторон две двери для сообщения с дизельным помещением.
Двери шумоизолированные аналогично поперечной стенке , в верхней части дверей имеются окна с двойным остеклением. В крыше проставки в передней ее части выполнен люк, открывающийся из кузова. В проставке расположены три аппаратные камеры левая, правая и центральная. Левая и правая крепятся болтами к настилу главной рамы и боковым стенкам проставки, центральная — болтами к настилу рамы, а по отношению к поперечной стенке установлена с зазором не менее 5 мм.
Проставка приваривается швом к обносному швеллеру главной рамы. Изнутри на каркасе закреплена винтами внутренняя обшивка из металлических листов толщиной 1 мм. Поверхность листов внутренней обшивки, прилегающая к каркасу, покрыта противошумной мастикой толщиной 1 - 2 мм.
На проемы для забора воздуха установлены жалюзи с жесткими створками, на проемы для забора воздуха дизелем - жалюзи с поворотными створками. Охлаждающее устройство тепловоза Охлаждающее устройство состоит из двух частей: собственно отсека шахты холодильника с блоками радиаторных секций и мотор-вентиляторами охлаждения и части, которая образует продолжение дизельного помещения в зоне от дизеля до отсека шахты холодильника.
Водовоздушное охлаждающее устройство расположено в задней части тепловоза и является продолжением кузова и его составной частью. Боковые наружные стороны холодильной камеры не имеют обшивки.
Каркас предназначен для установки коллекторов и секций холодильника. В средней части холодильной установки имеется арка с наклоненными боковыми стенками, обшитым и металлическими листами, в которых предусмотрены люки для осмотра мотор-вентиляторов, охлаждающих секций и коллекторов. Арка служит для прохода из одной секции в другую. Стенки арки являются направляющими для потока воздуха.
Мотор-вентиляторы вынимают через отверстия после снятия верхних жалюзи. По обе стороны арки на передней стенке холодильной камеры имеются два лючка для забора теплого воздуха из дизельного помещения в холодное время года. Решетки снимаются при ремонтах для монтажных и демонтажных работ.
На крыше проставки имеется люк для выемки компрессора и других агрегатов, на крышке 3 которого подвешен резервуар противопожарной установки и установлен вентилятор для кузова. На крыше перед холодильной камерой имеется люк для выемки теплообменника и другого оборудования, расположенного в этом районе кузова. Крышки люков оборудованы резиновыми уплотнениями, которые после затяжки болтов обеспечивают плотность. Герметичность крыши и плотность по люкам проверяются дождеванием поливом воды , протекание воды не допускается.
Для естественного освещения оборудования внутри тепловоза в стенках кузова и в дверях предусмотрены окна, застекленные плоским закаленным стеклом толщиной 5 мм, уплотненным по контуру резиновой окантовкой. По два окна на правой и левой стенках кузова выполнены откидными на шарнирах. Открытие окон предусматривается для вентиляции кузова в период ремонта и технического обслуживания.
Во время снежных или пылевых бурь при открытых откидных окнах для фильтрации поступающего в кузов воздуха на проемы устанавливаются кассеты, выполненные из набора сеток.
Глава 1. Кузов тепловоза Общие сведения На отечественных тепловозах применяют две основные конструкции кузовов: с несущей рамой и цельнонесущие. В кузовах с несущей рамой расчет главной рамы ведется на все нагрузки, то есть не учитывается частичное восприятие этих нагрузок стенками кузова. У цельнонесущих кузовов необходимая несущая способность для восприятия нагрузок достигается совместной работой всех его элементов, включая и раму как его составную часть.
Кузов тепловоза 2ТЭ116 выполнен с несущей рамой и состоит из главной несущей рамы, кабины машиниста с проставкой, кузова над дизелем и охлаждающего устройства. Главная рама Для восприятия веса оборудования, находящегося в кузове тепловоза, передачи тягового усилия, тормозных сил, динамических и ударных нагрузок, возникающих при движении тепловоза, предназначена главная рама тепловоза.
К задним и передним торцам хребтовых балок приварены лобовые листы толщиной 14 мм, в которые стяжные ящики упираются своими буртами. Для увеличения жесткости рамы хребтовые балки соединены между собой поперечными диафрагмами толщиной 8 мм. С левой и правой сторон в средней части рамы для увеличения ее несущей способности в месте ее наибольшего нагружения установка дизеля, бака для топлива, аккумуляторных батарей в раму вварены две фермы.
Каждая ферма представляет собой коробчатую сварную конструкцию трапециевидной формы, разделенную четырьмя диафрагмами на три отсека, в которых выполнены ниши для аккумуляторных батарей. Ниши закрываются крышками 6. Фермы приварены сплошным швом к хребтовым балкам по диафрагмам, продольным листам и откосам и составляют со всеми другими несущими элементами рамы единую сварную конструкцию.
По периметру рамы по трем ее сторонам — боковым и лобовым к кронштейнам, хребтовым балкам, а также к фермам приварен обносной швеллер.
Снизу на специальные, имеющие коробчатые сечения усиления во всю высоту хребтовых балок рамы приварены два шкворня 8, на которые установлены и приварены прерывистым швом сменные шкворневые кольца 7, изготовленные из стали 40. Рама сверху по всей своей поверхности, кроме центральной части, где выполнен поддон для дизеля, зашита настилом.
Толщина настильных листов под кабиной и боковых 4 мм. Снизу настилом зашита вся средняя часть рамы между хребтовыми балками по всей длине от переднего стяжного ящика до заднего. Толщина нижних настильных листов 8 мм. В месте установки компрессора и его привода верхний настил усилен снизу ребрами жесткости. Снизу вокруг шкворней выполнены по четыре специальных листа 10 под установку верхних элементов опорно-возвращающих устройств тепловоза.
В этих местах каркас рамы имеет жесткие коробчатые усиления. Для предотвращения скопления влаги в желобах они подняты над рамой на плитках высотой 20 мм и в днище их выполнены отверстия. Все балласты расположены симметрично оси рамы тепловоза. Балласты представляют собой отливки из чугуна. В местах прохода трубопровода и электропроводов через настил рамы предусмотрена герметизация отверстий для предотвращения попадания в кузов тепловоза пыли, снега и т. Дроссель на выхлопе генератора Дроссель на выхлопе генератора установлен на главной раме тепловоза в месте выхода охлаждающего воздуха из тягового генератора.
К фланцу выпускного патрубка тягового генератора прихвачена рамка с приклепанным к ней резиновым уплотнением. При установке дизель-генератора на раму тепловоза уплотнение надрезают в четырех углах для лучшего прилегания к верхнему листу патрубка. Воздух , нагнетаемый вентилятором охлаждения тягового генератора, попадая в патрубок, в зависимости от положения заслонки выбрасывается или в атмосферу, или в кузов. Часть воздуха независимо от положения заслонки из патрубка направляется в желоб и из него по двум трубам - в отсеки аккумуляторных батарей в раме тепловоза, обеспечивая тем самым вентиляцию отсеков.
Кабина машиниста Кабина машиниста является постоянным рабочим местом локомотивной бригады при управлении тепловозом. Она должна быть удобной и удовлетворять требованиям санитарных норм. Эти условия были положены в основу при создании кабины машиниста тепловоза 2ТЭ116. В процессе эксплуатации первых образцов тепловозов 2ТЭ116 были учтены также пожелания локомотивных депо, в которых тепловозы 2ТЭ116 эксплуатировались с более рациональным и удобным расположением оборудования в кабине машиниста.
Расположение окон и их конструкция обеспечивают хороший обзор пути. Для вентиляции кабины вверху в лобовой части предусмотрен лючок 14, а также два лючка в задней части крыши. В основании пульта управления выполнены: в левой части - шкаф для пищи, а на местах машиниста и помощника - ниши для ног.
Имеются два удобных сиденья 26 для машиниста и его помощника, регулируемые по высоте. С целью удобства управления тепловозом при подходе к составу предусмотрена кнопка маневровой работы 16. Полы кабины под пультом стационарные, а в свободной ее части - в виде съемных щитков 3. Под полом установлены дешифратор автоматической локомотивной сигнализации, блок радиостанции, а также оборудование и трубопровод тормозной и пневмосистемы обслуживания тепловоза.
В задней стенке кабины имеется центральная входная дверь 19, имеющая окно с двойным остеклением. Крышка кабины, боковые стенки, задняя стенка включая дверь и полы имеют хорошую шумоизоляцию. Шумоизоляция выполнена из стеклоплиты в виде отдельных пакетов различных размеров, обтянутых полиамидной пленкой, склеенной полиамидным клеем, и штапельного волокна из капроновых отходов в виде отдельных матов, обтянутых стекловолокном и простроченных. Маты и пакеты уложены в каркас кабины.
По задней стенке от потолка до пола между стеклоплитой и штапельным волокном уложена фанера толщиной 10 мм. Ниже уровня пола шумоизоляция только из стеклоплиты толщиной 100 мм. Места прохода труб и кабелей через заднюю стенку кабины также уплотняют штапельным волокном и зашивают металлическими сделками.
Внутренняя поверхность наружной обшивки и каркас кабины покрыты противошумной мастикой толщиной 4 - 6 мм. На опорных поверхностях каркаса под установку листов внутренней обшивки проложены полосы термошумоизоляционного картона ТШ-1.
Внутренняя обшивка кабины машиниста выполнена из алюминиевых перфорированных листов с диаметром отверстий перфорации 3 мм, шаг 4,5 мм. На перфорированные листы со стороны каркаса клеем на основе смол ЭД5, ЭД6 наклеена стеклоткань.
Благодаря таким конструктивным мероприятиям по шумоизоляции кабины, а также тому, что кабина машиниста отделена от дизельного помещения проставкой, уровень шума на частотах выше 250 Гц в кабине тепловоза 2ТЭ116 снизился на 5 - 10 дБ по сравнению с уровнем шума в кабине машиниста тепловоза 2ТЭ10Л. Кабину машиниста тепловоза 2ТЭ116 устанавливают на раму без амортизаторов и приваривают сплошным швом к обносному швеллеру главной рамы.
В водяной бак вместимостью 6 л. В горловине для замера уровня воды установлен щуп. На щупе нанесены две риски, по этим рискам определяют допустимый нижний и верхний уровни воды в баке. Заливная горловина закрывается пластмассовой заглушкой.
Уплотнением служит резиновая прокладка. С левой стороны к заливной горловине присоединен трубопровод, соединяющий бак с воздухопроводом управления и обслуживания. Действуя на рычаг клапана, перепускают воздух в бак. Проставка Проставка отделяет кабину машиниста от дизельного помещения и имеет заднюю стенку, представляющую собой каркас из гнутых профилей, обшитый с обеих сторон металлическими листами толщиной 1,5 мм. Толщина стенки с учетом толщины обшивных листов 68 мм. Между обшивкой стенки по всей площади уложена шумоизоляция - пакеты из стеклоплиты, обтянутые полиамидной пленкой и склеенные полиамидным клеем.
По переднему торцу проставка приварена к кабине машиниста, по заднему - к кузову над дизелем. В левой стенке проставки есть дверь для входа в тепловоз, а в задней стенке с обеих сторон две двери для сообщения с дизельным помещением. Двери шумоизолированные аналогично поперечной стенке , в верхней части дверей имеются окна с двойным остеклением. В крыше проставки в передней ее части выполнен люк, открывающийся из кузова.
В проставке расположены три аппаратные камеры левая, правая и центральная. Левая и правая крепятся болтами к настилу главной рамы и боковым стенкам проставки, центральная — болтами к настилу рамы, а по отношению к поперечной стенке установлена с зазором не менее 5 мм. Проставка приваривается швом к обносному швеллеру главной рамы. Изнутри на каркасе закреплена винтами внутренняя обшивка из металлических листов толщиной 1 мм.
Поверхность листов внутренней обшивки, прилегающая к каркасу, покрыта противошумной мастикой толщиной 1 - 2 мм. На проемы для забора воздуха установлены жалюзи с жесткими створками, на проемы для забора воздуха дизелем - жалюзи с поворотными створками.
Охлаждающее устройство тепловоза Охлаждающее устройство состоит из двух частей: собственно отсека шахты холодильника с блоками радиаторных секций и мотор-вентиляторами охлаждения и части, которая образует продолжение дизельного помещения в зоне от дизеля до отсека шахты холодильника.
Водовоздушное охлаждающее устройство расположено в задней части тепловоза и является продолжением кузова и его составной частью. Боковые наружные стороны холодильной камеры не имеют обшивки. Каркас предназначен для установки коллекторов и секций холодильника. В средней части холодильной установки имеется арка с наклоненными боковыми стенками, обшитым и металлическими листами, в которых предусмотрены люки для осмотра мотор-вентиляторов, охлаждающих секций и коллекторов.
Арка служит для прохода из одной секции в другую. Стенки арки являются направляющими для потока воздуха. Мотор-вентиляторы вынимают через отверстия после снятия верхних жалюзи. По обе стороны арки на передней стенке холодильной камеры имеются два лючка для забора теплого воздуха из дизельного помещения в холодное время года. Мотор-вентиляторы 5 устанавливаются на опору 4. Диффузор имеет плавный входной коллектор, улучшающий аэродинамику холодильной камеры.
Зазор между лопастями мотор-вентиляторов и диффузором должен быть в пределах 2-4 мм. В холодильной камере по обе стороны от прохода установлено по 38 трубчато-пластинчатых секций радиаторов 2, которые крепятся к коллекторам 1. Зачехление жалюзи охлаждающего устройства Зачехление боковых жалюзи холодильной камеры тепловоза предназначено для уменьшения теплорассеивания, то есть поддержания температуры воды, масла и наддувочного воздуха в рекомендуемых пределах в зимнее время года.
Изменение фронта зачехления боковых жалюзи производится вращением ручки. Вращая ручку против часовой или по часовой стрелке, производим соответственно зачехление или расчехление фронта боковых жалюзи. Для монтажа и демонтажа щитов в верхней части корпуса приварены два угольника с отверстиями.
С внутренней стороны на вертикальных балках корпуса приварены направляющие роликов подвижной заслонки. Крыша Для выемки оборудования из кузова тепловоза крыша над всеми составными частями кузова, кроме кабины, съемная и выполнена в виде отдельных секций. Секции крыши над дизельным помещением крепят с помощью соединений болтами М16, съемную крышу холодильной камеры - с помощью двенадцати болтов М16.
Стыки секций крыш кузова от попадания атмосферных осадков имеют уплотнение. Вверху половины поясов стягивают болтами М12, по два болта на каждый пояс. Основой коробчатых крыш тепловоза 2ТЭ116 является каркас из гнутых профилей, обшитых снаружи с помощью электросварки листами 2 мм, снизу - листами толщиной 1 мм, закрепленными на каркасе винтами М4.
По бокам по всей длине винтами закреплено уплотнение, которое при установке крыши уплотняет щель в кузове между верхним торцом стенки и крышей.
Вынимают кассеты фильтров для их осмотра и промывки через люки.
На отечественных тепловозах применяют две основные конструкции кузовов: с Кузова с несущими рамами имеют отечественные тепловозы ТЭ1, ТЭЗ, 2ТЭ10Л, ТЭМ2, ТЭ114, ТГ102, М62. Кузов тепловоза 2ТЭ116 выполнен с несущей рамой и состоит из главной В левой стенке проставки есть дверь для входа в тепловоз, а в задней стенке с обеих сторон две двери для сообщения с дизельным помещением. Кузов тепловоза 2ТЭ10В: 1 - кабина машиниста; 2 – отсек высоковольтных камер и компрессора; 3 Пуск дизеля осуществляется от щелочной аккумуляторной батареи, расположенной в четырех отсеках (ящиках) внутри кузова тепловоза. Схема размещения основных узлов секции тепловоза 2ТЭ10Л: 1 – пульт управления; 2 Общий вид и планировка головного вагона дизель-поезда: 1 – кабина машиниста; 2. В крыше кузова предусмотрены люки, закрытые снаружи крышками люков 8, 10 и др.. Для естественного освещения оборудования внутри тепловоза в стенках кузова и в дверях предусмотрены окна, застекленные плоским закаленным. Для шумоизоляции кузова внутренние поверхности наружных листов обшивы В дизельном помещении и шахте холодильной камеры предусмотрены полы.